Глубинная психология содержит большое количество концепций о ведущей роли бессознательных процессов в психической жизни человека. Она включает в себя несколько направлений, центральное место среди которых занимает психоанализ З. Фрейда. К. Юнг – ученик и последователь Фрейда, не только поддержал его теорию о бессознательном, но дополнил и расширил, разработав свою концепцию аналитической психологии.
Понятие аналитической психологии К.Юнга
Карл Густав Юнг – швейцарский психиатр, один из основоположников глубинной психологии. Некоторое время он сотрудничал с Фрейдом в сфере психологии и психиатрии, но впоследствии их пути разошлись. Взяв за основу психоанализ своего учителя, К. Юнг произвел радикальные изменения в его теории. Например, он не признавал доминирующую роль сексуальных влечений в бессознательном Фрейда. К.Г. Юнг создал свою аналитическую психологию, где впервые ввел понятие “коллективное бессознательное”, наполнив его архетипами.
Структура личности по Юнгу
Согласно психологии Карла Юнга структура личности состоит из:
- Эго – часть нашей психики, способная к осознанию и идентификации личности как отдельного существа. Это центральная область сознания, включающая в себя мысли, чувства, ощущения. Она ответственна за восприятие реальности и сознательную деятельность
- Личное бессознательное содержит информацию, которая по тем или иным причинам была вытеснена из сознания. В этой части оно имеет сходство с бессознательным Фрейда, с той лишь разницей, что Юнг добавил сюда комплексы и психологические установки, которые имеют автономное существование и способны влиять на состояние и поведение человека.
- Коллективное бессознательное содержит универсальный опыт предков, сформировавшийся за весь эволюционный период человечества. Здесь память наших пращуров, переданная по наследству, на генном уровне содержится в виде мощных, энергетически заряженных образов, которые Юнг назвал “Архетипами”.
Архетипы К. Юнга
- Эго – это наше “Я”, которое расположено в центре сферы сознания в психической области человека. Из этой точки сознательное “Я” ведет наблюдение за внутренним и внешним миром. Здесь же берет начало путь развития личности, которое Юнг обозначил как «индивидуация». Процесс индивидуации – это слияние сознательного и бессознательного в единое целое, называемое архетипом Самость.
- Тень – это часть сферы бессознательного, переданная нам по наследству. Здесь содержатся все неэстетичные, нелицеприятные и неприемлемые для нас склонности и установки, которые мы прячем от окружающих за маской благопристойности. Тень имеет тенденцию расти и увеличиваться за счет вытесненных сознанием личностных качеств и воздействовать на психику и сознательную жизнь человека.
- Персона осуществляет посредническую функцию между сознательным «Я» и окружающим миром. По существу – это маска, за которой скрывается Тень. Маска помогает адаптироваться к внешней среде и самоутверждаться в ее условиях. Персона выбирает манеру поведения, приемлемую для взаимодействия с обществом.
- Самость формируется, когда сознание вступает в контакт с бессознательной теневой стороной и принимает все, что было вытеснено сознанием и скрывалась за маской Персоны. Осуществление Самости происходит в момент отказа от погружения в свою социальную личность и принятия себя как индивидуальности. Осознанно выбирая путь индивидуации, человек уходит от архитепичности.
- Анима/анимус – проявление гендерных качеств в генетической памяти личности. Анима – женский образ души в мужчине. Анимус – мужской образ в женщине. Здесь заключен опыт в сфере отношений как отдельного человека и его рода, так и весь опыт человечества за всю историю эволюции. Накопленный опыт оказывает влияние на выбор партнера и на отношения в целом.
Теория о психотипах
Аналитическая психология Юнга пополнилась такими понятиями как “экстраверсия” и “интроверсия”, которые определяют ориентацию человека по отношению к обществу. В дальнейшем теория о разделении людей на психологические типы была расширена за счет четырех психических функций: мышление и чувства, ощущения и интуиция. Таким образом, Юнг подразделял экстравертов и интровертов по психическим функциям и получается 8 разных психотипов. Например, у интроверта чувствующего типа чувства основаны на собственных субъективных образах. Для него объект не важен, любовь может существовать сама по себе. Они ощущают себя более полноценными, когда чувства переживаются внутри, а не проявляются внешне.